Маркетплейс – онлайн-площадка, на которой разные селлеры размещают свои товары, а потребители имеют возможность их приобрести. Такой формат продаж позволяет бизнесу экономить на продвижении и логистике, а покупателям – получить гарантию безопасности сделки и совершить оптимальный выбор.
Наиболее популярные платформы – Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет. Для успешной работы продавцу обязательно нужно анализировать свою работу и вносить в нее корректировки.
Цели аналитики
Постоянное изучение ситуации на рынке позволяет бизнесу оставаться конкурентоспособным. В начале работы анализ необходим для выявления наиболее выгодной ниши, правил ценообразования, прогнозирования результатов. В процессе деятельности оценка дает возможность оптимизировать торговый портфель, снизить издержки, обогнать конкурентов.
Во время анализа стоит обращать внимание на следующие аспекты:
- Товары. Необходимо выявлять самые популярные и наименее удачные категории.
- Тренды. Важно предугадывать позиции, которые потенциально могут стать востребованными. Стоит быть первым, кто их представит на маркетплейсе.
- Товарные остатки. Рекомендуется следить за количеством позиций на складе, чтобы не отказывать клиентам из-за нехватки товара. Также стоит понимать, какая номенклатура уходит быстрее, а какая – превращается в залежи.
- Конкуренты. Анализ работы других селлеров дает возможность установить оптимальную цену и разработать действенную стратегию продвижения.
Все инструменты анализа и управление маркетплейсами можно разделить на бесплатные (их предлагают сами торговые площадки) и сторонние.
Инструменты маркетплейсов
Встроенная система аналитики онлайн-площадки дает возможность провести базовую оценку ситуации.
Ozon:
- «Что продавать на Озон?» – раздел, который показывает самые популярные товары и помогает начинающим продавцам определиться с нишей.
- Аналитика общая, по кластерам, акциям – инструменты, демонстрирующие выручку от продаж, процент возвратов, количество посетителей в разрезе регионов, специальных предложений, групп товаров.
- Отчеты – показывают количество продаж, оборот на фоне конкурентов, наценку, данные покупателей и так далее.
Вайлдберриз:
- «Продажи» – исчерпывающая информация о товарах – артикулы, склады, остатки, выкупленные позиции.
- «Динамика оборачиваемости» – частота заказов в разрезе товарного портфеля, а также советы по работе с непопулярной номенклатурой.
- «Сводный по поставщику» – данные о количестве заказов, комиссии, прибыли, доле выкупа в течение определенного периода.
Отчеты доступны для просмотра в кабинете, но для удобства их можно выгружать в Excel.
Сторонние сервисы
Специальные аналитические сервисы, помимо базовых инструментов, имеют расширенные функции. Популярные варианты:
- HunterSales. Сервис разработан для Вайлдберриз. Позволяет анализировать товары, ниши, поставщиков, возвраты. Его дополнительные возможности – расширение для Google Chrome, Телеграм-бот, веб-клиент. После 3-хдневного пробного периода можно выбрать один из нескольких тарифов.
- «Маяк». Подходит только для Ozon и Wildberries. Помогает найти поставщиков из Китая. Помимо стандартных инструментов, есть Телеграм-бот и плагин для браузера. Существует возможность выбрать персональный тариф.
- MPSTATS. Статистика продаж на маркетплейсах Позволяет отслеживать тренды, взаимосвязь между оформлением товарных карточек и продажами, рассчитывать оптимальный размер поставки, а также показывает . На выбор предоставляется 4 тарифа.
Другие удобные аналитические сервисы – Jstick, Shopstat, Market Vision, WBCON.
Грамотную аналитическую работу необходимо регулярно проводить как начинающим, так и опытным селлерам на маркетплейсах. Это позволит контролировать прибыльность бизнеса, регулировать ценообразование, добавлять в портфель востребованные товары и выводить неходовые позиции. Для комплексного изучения рынка стоит использовать инструменты торговой площадки и сторонние сервисы.