Существует ли в природе шрифт, который можно назвать универсальным, идеально подходящим для любых текстов как на бумажных носителях, так и на электронных? Вряд ли. И на это есть две основные причины:
— не всем нравятся одни и те же палочки и завитушки;
— перед текстами различного назначения ставятся абсолютно разные задачи.
О первой причине даже говорить нечего, потому как о «вкусах не спорят», а вот о том, как найти достойную гарнитуру для достижения той или иной цели, поговорить стоит.
Ещё до начала «разбирательства» следует отметить, что существует много шрифтов (тысячи), посему зацикливаться на десяти или пятнадцати основных шрифтах не стоит. Выбирать следует из всего многообразия…
На что смотреть?
Основным признаком читабельности шрифта является скорость его восприятия, которая в свою очередь зависит от нескольких параметров как самого шрифта, так и его набора (форматирования).
К значимым свойствам шрифта относятся:
— гарнитура (общий стиль);
— начертание (жирный, курсив, узкий, широкий);
— кегль (размер).
Давайте рассмотрим небольшой пример: большой шрифт без засечек (рубленая гарнитура) или же с длинными и тонкими засечками будет прекрасно восприниматься по слогам или по буквам, но читать таким образом длинные тексты неэффективно. Однако если читать любой из приведённых вариантов по словам, то читабельность снижается, потому как некоторые пары букв становятся очень похожими (с-е, н-и).
Следовательно, для художественной литературы, учебников, газет и т.д. лучше выбрать иные варианты: широкие крупные светлые и прямые (литературная гарнитура).
В целом же начертание воспринимается тем легче, чем точнее соблюдается соотношение ширины очка (литеры) к высоте. В качестве эталона принято соотношение 4 к 3. Однако следует отметить, что узкие шрифты также имеют право на жизнь по одной простой причине – экономия места. Многие газеты и книги были бы в полтора два раза толще, если бы в них применялись идеальные для восприятия начертания литер.
Как уже было сказано выше, форматирование текста также влияет на удобочитаемость. Самые важных параметра здесь два: расстояние между соседними буквами и высота строки (интерлиньяж). Для нормального чтения нужно, чтобы интерлиньяж был, примерно, в 1,2 раза больше величины кегля. Расстояние между всеми литерами должно быть равным, насколько это возможно. Но и эти параметры выполняются далеко не всегда всё из-за той же экономии пространства.
Как видите, выбор начертания в основном зависит от конкретных целей и задач текста…
Авторство: http://zhilinsky.ru/